«Русская школа Эстонии» выражает свой протест против ликвидации Кейлаской основной школы

На 29 октября 2019 года в повестке городского собрания Кейла стоит вопрос о ликвидации единственной русской школы в городе – Кейлаской основной школы. После провалившейся 10 сентября этого года инициативы перевести русские школы на эстонский язык обучения уже с сентября будущего года, правящая в Кейла Реформистская партия пытается взять реванш в отдельно взятом городе. НКО «Русская школа Эстонии» выражает свой протест против ликвидации единственной русской школы в Кейла.

Эстония многократно получала от международных организаций рекомендации придерживаться принципа соблюдения прав национальных меньшинств, в том числе права на образование на родном языке. В частности Комитет по ликвидации расовой дискриминации в Заключительных замечаниях по объединенным десятому и одиннадцатому периодическим докладам Эстонии выразил свою озабоченность языковой политикой Эстонии, в т. ч. в вопросе школьного образования. Также 21 января 2018 года сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию «Поддержка и продвижение региональных языков и языков национальных меньшинств в Европе (Doc. 14466)», в которой заявлено, что язык национальных меньшинств должен изучаться на всех стадиях обучения, начиная от дошкольного и заканчивая высшим. Для этого достаточно желания родителей, которые определяют язык обучения своих детей. На 3 декабря этого планируется передача Спасательного пакета национальных меньшинств (Minority SafePack) на рассмотрение в Еврокомиссию. Этот документ, помимо прочего, также затрагивает вопрос права национальных меньшинств на образование на родном языке.

Также следует подчеркнуть, что в Кейлаской основной школе мы имеем дело со школой национального меньшинства, в которой учатся 179 русских детей. К школе национального меньшинства нельзя однобоко применять критерии «оптимизации расходов» и «лучшей структурной организации». Школа — это важнейший элемент сохранения национальной идентичности, это место сохранения культуры. Мы прекрасно это видим на примере эстонских школ на Северо-Востоке, где даже маленькие эстонские школы не предлагают объединить с крупными русскими школами. В регионах Эстонии сохраняются и поддерживаются даже небольшие эстонские школы. Например, есть основная школа, в которой учатся всего восемь учеников. И этот случай далеко не уникален. Почему такой же принцип сохранения национальной идентичности не действует и не применяется в отношении русских детей и русских школ?

Серьезную проблему для Кейлаской основной школы представляет нежелание городских властей заниматься вопросом приема детей в эту школу из соседних волостей. Как известно, в этом году была закрыта русская школа в Эмари (тоже под лозунгом «оптимизации»). В результате пострадали именно русские дети, т. к. закрылась ближайшая школа, где они могли бы получить образование на родном языке. Для многих русских семей в этом регионе ближайшая русская школа теперь находится в Кейла, но и ее (как выяснилось) пытаются закрыть. Под предлогом «отсутствия договоренностей с соседними волостями» теперь идет отказ со стороны города Кейла в приеме детей в Кейласкую основную школу из ближайших к Кейла волостей. Это создает неуверенность, как у родителей, так и у детей, срывает набор нулевого и первого класса. Почему русские дети и их родители должны страдать из-за «отсутствия договоренностей» и плохой организации межрегионального сотрудничества в Эстонии?

Как показывает многолетний опыт, все предыдущие объединения русских и эстонских школ в Эстонии приводили к полной ликвидации образования на русском языке и принудительному закрытию классов с русским языком обучения. Т.е. в результате мы имеем дело с ассимиляцией русских детей в эстонской школе. Такой вариант для нас неприемлем и мы выступаем за сохранения Кейлаской основной школы как отдельной самостоятельной единицы, как центра русской культуры и образования в городе Кейла.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.